среда, 22 февраля 2012 г.

"Артист" и возрождение немого кино

Немое кино - это другая страна. В этой стране говорят на другом языке - языке жестов, взглядов, движущихся ртов, невероятно быстрых походок, выражений бесконечной сложности и красоты. Современному поколению язык немого кино мало понятен. Связано это, безусловно, с его недостатком в наше время.

Посмотрев яркую и игривую романтическую комедию "Артист" французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса, я подумала о временах Греты Гарбо, когда кино было настоящим искусством.

В основе самого фильма лежит очень простая история двух молодых актеров. Его зовут Джордж Валентин, ее - Пеппи Миллер. Их судьбы пересекаются случайно, а затем их карьеры двигаются в противоположных направлениях. Он, успешный и знаменитый актер немого кино 1920-х, теряет все свое состояние и бывшую репутацию. Она, начинающая актриса, сумевшая пробиться благодаря его помощи, взлетает к вершинам славы. Безусловно, они влюбляются друг в друга. Но у этой любви немало препятствий, главным из которых станет гордость и самовлюбленность Джорджа. Он не раз отталкивает возлюбленную, не раз оказывается в ужасающих ситуациях. Она действует как его ангел-хранитель - всегда незаметно. История, разумеется, получает счастливый Голливудский конец.

"Артист" - это очень свежая интересная работа. Хазанавичус показывает нам, насколько странной может оказаться тишина. В одном из самых необычных моментах фильма режиссер играет с нашим восприятием. Речь идет о кошмаре Джорджа, в котором все наполнено звуками, весь мир полон звуков, которые почти оглушают его. Но его собственный голос не слышен, не интересен никому - он нем.

Хочу заметить, что в этом году номинантами на Оскар станут два очень необычных и мною любимых фильма: "Артист" и "Уго Кабре" Мартина Скорсезе. Хочу провести линию между двумя потрясающими работами. Итак, мы имеем французский немой фильм о Голливуде и голливудский фильм, где действие происходит в 1930-х, с обширными ретроспективными эпизодами, в которых показано немое французское кино. Скорсезе повествует о кино как прорыве, революции, провокации.

Что может означать для нас такого рода совпадение? Возрождение жанра немого кино? Очень хочу на это надеяться.

понедельник, 20 февраля 2012 г.

Синдром да Винчи

Показанная публике впервые в 1998, Bianca Sforza (Бъянка Сфорца) не получила достойного внимания. Это произошло на аукционе Кристис в Нью-Йорке. Тогда никто еще не знал ни названия картины, ни ее автора. Все думали, что это простой портрет, выполненной на пергаменте. Картина была приобретена за $21.850 любительницей искусства Кейт Ганц для ее галереи в Канаде, где затем была продана частному коллекционеру Петеру Сильверману. Как только Сильверман увидел картину, он был абсолютно уверен, что это работа самого Леонардо да Винчи.

Приобрести простую картину на аукционе, а затем обнаружить, что она принадлежит работе великого итальянского мастера, и, следовательно, оценивается в миллионы долларов - мечта любого любителя искусства.

Петер Сильверман был настолько уверен в своей правоте, что решил попросить профессиональную оценку Мартина Кемпа, известного всему миру профессора истории искусства Оксфордского Университета. Кемп был поражен. Ему часто приходиться сталкиваться с так называемыми Leonardo loonies - сумасшедшими, которые наивно полагают, что именно у них хранится потерянный шедевр Леонардо. Но это был не тот случай. Мартин Кемп сразу понял, что портерт не был просто очередной работой эпохи Ренессанса. Это был Леонардо, и Кемпу предстояло доказать это себе самому и всему миру. С помощью Паскаля Котте из Люмьер Текноложи в Париже Кемп провел многоспектральное сканирование с высоким разрешением. При детальном анализе он обнаружил некоторые элементы, которые, по его мнению, могли принадлежать исключительно руке и стилю самого Леонардо да Винчи.

Кто эта молодая женщина, изображенная на картине? Кемп обнаружил, что это Бьянка Сфорца, внебрачная дочь Герцора Милана. В 1496 она вышла замуж за Galeazzo Sanseverino (Галеаццо Сансеверино), командира миланской армии и большого поклонника творчества Леонардо. На время написания портрета Бьянка была в возрасте 13-14 лет и трагически погибла несколько месяцев спустя. Возможно, что причиной ее смерти стала внематочная беременность.

Кому принадлежала эта картина? Где она хранилась все это время? У Мартина Кемпа не было достойного ответа на этот вопрос. Об этом знал один из его коллег из университета Южной Флориды, Эдвард Райт, который предложил Кемпу найти книгу La Sforziade (Ла Сфорциаде). Книга хранится в Польской Национальной Библиотеке в Варшаве. Как только книга попала Кемпу в руки, он обнаружил в ней вырванную страницу, куда идеально подходил портрет Бьянки. Сама книга была повествованием о замужестве и жизни девушки, а ее портрет был помещен туда в качестве иллюстрации или фотографии. Возможно, что книгу привез в Польшу один из родственников Бьянки, связав себя узами брака с членом польской королевской семьи.

Эта картина действительно написана Леонардо? Точного ответа мы пока не знаем. Требуется проведение детальных анализов и экспертиз, которые займут еще много времени. Как бы то ни было, Мартин Кемп абсолютно уверен в своей находке. Он с нетерпением ждет того дня, когда Бьянка Сфорца, прекрасная принцесса, сможет быть выставлена в музее, где каждый получит возможность насладиться ее абсолютной красотой.

Всем любителям Леонардо да Винчи: www.ilgeniodavinci.com