четверг, 15 ноября 2012 г.

Amour: история одной любви


Выражение «любить до смерти» - вовсе не пустая фраза, которой стоит бросаться направо и налево. Это выражение должно, по крайней мере, для большинства влюбленных нести более глубокий смысл, заключенный в слове «смерть». Mortem или прекращение деятельности организма, для многих это слово означает «конец». И сегодня я бы хотела поиграть с этим незаурядным словом и понять, наступает ли конец любви вместе с концом жизни, или же продолжительность существования любви соразмерна по продолжительности существования с нашей душой? Продолжая эту мысль, и если верить большинству религий, душа бессмертна во множестве своих реинкарнаций, а, следовательно, бессмертна и любовь. 

Очень часто, проходя по улице, я вижу одну пожилую пару. Им обоим около 75-76; он, возможно, чуть старше ее. Они живут в доме напротив и часто ходят на прогулку в одно и то же время, каждый день после пяти. На нем всегда либо светлый легкий костюм, либо песочного цвета пальто или плащ; она же всегда в черном, как и полагается настоящей итальянке; черные юбки до колена, небольшой каблук, всегда прекрасно уложенные волосы и легкий макияж. Они идут рука об руку, плавно скользя по солнечной мостовой города. Должна сказать, на такую пару сложно не обратить внимание. Сложно также не думать о том, что ждет меня в их возрасте. И в такие моменты я все чаще испытываю некую сладостную грусть. 

Сладостная грусть вновь нахлынула на меня вчера поздно вечером, когда ступая на золотые листья, мы с мужем возвращались домой после просмотра фильма Amour. Само название фильма невольно подсказывает нам его содержание, хотя, кто-то сочтет, что оно звучит достаточно банально. Но я большая поклонница простоты и простой гениальности. Режиссер – Михаэль Ханеке. Имя громкое, важное, имя человека, который будто на золотую нить нанизывает один за другим жемчужины европейского кино. Как и другие работы Ханеке, Amour обнажает сердце, будто луковицу, с которой снимают лист за листом. Вчера вечером мое сердце было раздето. Ханеке сумел обнажить его до такой степени, что после окончания фильма я не могла проронить ни слова; никто из зрителей не смог. 

Эта история похожа на ту, что я наблюдаю каждый день, выходя на улицу: два пожилых человека, все еще влюбленных, как и в первый день знакомства, две души, поющие на один мотив. И в этой симфонии любви, которая, казалось бы, бессмертна и не имеет ни начала, ни конца, появляется неизбежный страх – страх потери, страх смерти. Вопреки нашим ожиданиям, Ханеке не балует нас ни сценами страстных поцелуев при Луне, ни слезливыми признаниями на смертном одре. Он честен перед своими зрителями настолько, что показывает любовь без примеси, без сахара. Он показывает ее, если хотите, грубую, суровую сторону.

Болезнь пожирает Анн, супругу восьмидесятилетнего Джорджа. День за днем ему приходится наблюдать медленное угасание той, которую он любил всю жизнь и больше жизни. Осознавая, сколько проблем она несет своему мужу, Анн пытается неоднократно избавить его от подобных страданий. Но в этот страшный момент Джордж не только остается с ней, он делает выбор БЫТЬ С НЕЙ даже в момент ее смерти. 

Пение двух сердец нам слышно не только в их разговорах, но и в музыке, страсть к которой объединяет двух героев настолько прочными узами, что эти два человека становятся единым целым. 

Думаю, в этот век пессимизма и одноразовых отношений многие скажут мне «ничто не вечно», но, смотря на прекрасные влюбленные «до смерти» пары, я отвечу с надеждой, что «некоторые вещи длятся вечно».