четверг, 1 марта 2012 г.

Дети-билингвы умнее своих сверстников

Дети-билингвы обладают одновременно двумя языками, которые для них являются родными. Как это возможно? 

С точки зрения психологии, билингвизм – это способность употреблять для общения две языковые системы. Ребёнок, не задумываясь, переходит с одной из них на другую, не путая при этом грамматические шаблоны и фонетику. Различают естественный билингвизм, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур, и искусственный, при котором ребёнка специально обучают. 

В 2009 году журнал Science опубликовал очень интересное исследование двух ученых Агнес Ковас и Жака Мелера. В Международной Высшей Школе Передовых Исследований в итальянском Триесте они сравнили успехи младенцев из одноязычных и двуязычных семей. В каждой из групп было по 60 детей. В первой группе участвовали дети только итальянского происхождения. Во второй же - дети, где один из родителей был итальянцем, а второй - иностранцем. 

Детям надо было наблюдать за картинками на экране, а перед этим голос диктора произносил какое-нибудь ничего не значащее слово из трех слогов. Ученые произносили непонятные слова с двумя повторяющимися слогами – вида AAB в первой части эксперимента и вида ABB во второй. Скажем, сначала было «бу-бу-га», потом «бу-га-га». В первом случае картинка появлялась слева, во втором случае - справа.  Картинка появлялась через несколько секунд после слова. Ученые ожидали, что дети, угадав закономерность, будут заранее переводить взгляд туда, где должна появиться картинка. Движения глаз записывала специальная видеокамера.

Как выяснилось, билингвам решить эту задачу оказалось проще (в 70 случаях из 100 они смотрели в нужном направлении). У детей "монолингвов" удачных попыток вышло даже меньше, чем ошибок: 40 против 60.

Вывод, который сделали ученые, оказался ошеломляющим. Даже несмотря на то, что дети билингвы должны осваивать в два раза больше информации, чем дети монолингвы, скорость их восприятия намного выше. Скорость и гибкость в обучении двум языкам одновременно помогает детям-билингвам показывать лучшие результаты в учебе. 

Билингвам постоянно приходится переключаться с одного языка на другой. Безусловно, такая необходимость тренирует самоконтроль и помогает развивать способность легко и быстро переучиваться.

Автор эксперимента Агнес Ковач замечает, что для того, чтобы вырастить билингва,  «важно, чтобы ребенок слышал каждый из двух языков не меньше, чем сорок процентов времени». 
 

Комментариев нет: